вторник, 10 декабря 2013 г.

Загадки от Григория Горина

Опубликовав вчера сомнительный, но интересный материал о сходстве Пушкина и Дюма, я вспомнил еще одну историю... Передаю ее вам без сокращений...

Чем  скорее  и  неотвратимей  уходит  от нас  XX  век, тем  сильнее  он
затягивается  паутиной   таинственности   и   ностальгических  воспоминаний,
которые  пока  еще  существуют  на уровне сплетен  и исторических анекдотов,
но  постепенно и неотвратимо  кристаллизуются  в  неоспоримые факты...
     Многочисленная  бульварная   мемуаристика,  раскупаемая   почитателями,
грозит заменить справочную литературу и проверку специалистами.
     Хорошо это или плохо, не берусь оценивать  однозначно. Вранье  поощрять
нехорошо,   но  и  правда,   доказанная  документально,   порою  бывает  так
отталкивающе  пресна,  как  протертая  бессолевая  пища...   Для   организма
вроде  полезно,  но  его,  организм,  почему-то  от такой  правды  тошнит...
А  тошнота ( и это доказано!)  вредна для  организма  не менее какого-нибудь
избыточного холестерина.
     Мы уже  давно поняли, что кроме "исторической" правды, есть правда иная
--   художественная. Например,  уже сто раз научно  доказано, что Сальери не
отравлял Моцарта, но доводы Пушкина  для  большинства  из  нас  убедительней
доводов   дотошных музыковедов...  Потому что  в пьесе Александра Сергеевича
есть   такие  неоспоримые  художественные   подробности  мотивов  поведения,
которые    напрочь    перечеркивают    все  последующие     анализы  химиков
и  записи  патологоанатомов...
     К чему  это  я?  К  тому, что мне  лично  известны  многие исторические
сюжеты ушедшего  времени, которые  неплохо бы,  пока  не  поздно, обсудить и
наполнить подробностями очевидцев и современников.  А вдруг они, эти сюжеты,
вдохновят поэтов и драматургов будущего?
     Я вам  перескажу только то, что слышал сам от людей  старшего возраста.
Людей уважаемых, и если и склонных к преувеличению,  то уж точно не склонных
к вранью.
     Сегодня  эти  люди  уже  что-либо  подтвердить  или доказать не  могут,
поскольку ушли  из  жизни... Я же  мучаюсь сомнениями, и очень надеюсь  на  
активного интерактивного читателя. Вдруг что-то и вы знаете про этот случай?
     Именно   для   этого   редакция  "Газеты.Ru" согласилась  отвести   мне
интерактивную страничку с тремя  вариантами восприятия читателей:

     "Верю!"
     "Не верю!"
     "Знаю, как было на самом деле" (следуют добавления и подробности)

     Итак, господа, завтра ждите первую историю.


    История 1-я

Эту историю я слышал  в Ялте примерно в году 1970-м на семинаре молодых писателей, одним из руководителей которого был наш прославленный писатель и знаток литературы В.Б.Шкловский. -- А знаете ли, молодые люди, -- сказал  нам как-то  Виктор Борисович, -- что убийца Пушкина и Алексей Максимович Горький встретились? И не просто встретились, а  вступили в конфликт,  переросший в дуэль. Мне об этом поведал сам Алексей Максимович. Хотя и неохотно. Очевидно, ему не очень нравилось вспоминать этот эпизод собственной  биографии.
Так вот, Виктор, говорил мне Горький, -- говорил нам Виктор Борисович, наседая на о! и как бы показывая произношение Алексея Максимовича, -- как вы знаете, убийца Пушкина Жорж Дантес прожил довольно долгую и благополучную жизнь. Монархист, реакционер, аристократ, барон де Геккерен свою глубокую старость встретил, окруженный многочисленной родней и почитателями. Да, дорогой! Очень большая часть общества (и не только французы!) считала, что этот Жорж в конфликте с Пушкиным поступил достойно, защищая честь влюбленной в него Натали и пытаясь утихомирить неоправданный взрыв ревности обманутого мужа (достоверно доказано, что Дантес позже встречался с Натали и ее мужем Ланским и  благородно вернул Натали  все  компрометирующие ее письма).   Меня же лично, дорогой Виктор Борисович, все это раздражало. Я был молодой поэт (хотя считался прозаиком, но стихи писать любил более, чем прозу), и имя Пушкина, как и его моральный облик, было для меня свято. Вдруг, представляете, во время первой своей  недолгой поездки в Европу (примерно в 1895-м), в городке под Парижем, в ресторане, меня знакомят с высоким, строго одетым старичком, почетным сенатором. Знакомьтесь, мол, месье барон, это -- популярный русский писатель, Максим Горький! Он так чуть улыбнулся, и руку мне протягивает. Я говорю: "Извините, господин хороший, но руку, убившую  величайшего русского поэта, я пожать не могу!" Я это тихо сказал и по-русски. Переводчик мой, Андре, смутился, но Дантес, видно, и по-русски кое-что помнил. Он вскочил и зло ответил (по-французски, но мне перевели): мол, вы -- глупый и невоспитанный молодой человек! А что касается моей руки, то она не убивала, а защищала  честь. И может это сделать в любом возрасте!   Мне тоже, знаете ли, тут вожжа под хвост, кричу: я хоть и не дворянин и дуэли ваши считаю барской глупостью, но, как говорится, всегда к вашим услугам, месье! Мой адрес -- такой-то! И ушел в гостиницу ждать секунданта. Ночь не спал. Не то чтоб боялся, все-таки и в тюрьме сидел, и с босяками в драках ножичками баловался, но ощущение перед дуэлью, да еще перед такой, оно как бы особое.
Только под самое утро задремал. Проснулся от  стука в дверь. Входит мой переводчик Андре (он вообще-то наш, русский Андрей, но офранцузился, поскольку жил там долго) и передает послание от Дантеса. Мол, уважаемый господин Горький, я не был с Вами знаком, было взбешен и,  несмотря на разность в возрасте и положении, готов был  немедленно наказать Вас  за дерзость. Но тут мои  русские друзья дали мне ознакомиться с вашими сочинениями, которые привели меня в  истинный восторг. Особенно стихи! Даже в переводе они звучат столь чарующе, что я заколебался и понял, что не могу  лишить  русскую поэзию ее восходящего солнца! В связи с этим наш конфликт  прошу считать исчерпанным! Ваш Жорж Дантес. Честно скажу, я растерялся. С одной стороны  звучало как насмешка. Какое я, к черту,  "солнце" рядом с Пушкиным? А с другой -- может, ему мои стишки и в самом деле очень понравились?! Но что есть тогда комплимент поэту от убийцы Пушкина? Дня два я мучился, потом решил, как поступить:  записку эту, хвалебно-позорящую, порвал. И с той поры -- стихи писать бросил, что и считаю своим вкладом в великую русскую поэзию. Ваш Игорь Доминич

Комментариев нет:

Отправить комментарий